Макс Люшер — психолог, известный тем, что создал цветовой тест для определения тонкостей характера человека. В своих книгах он подробно описывает функцию каждого цвета в контексте его восприятия. Люшер не исследовал все цвета, но остановился на «основных», к которым относятся синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый (оттенок темно-оранжевого), черный и серый (отсутствие цвета). Его описания цветов можно использовать при изучении спектров, учитывая, что чаще всего они даются для более темных оттенков и не имеются ввиду их реальные функции, а скорее общие подсознательные впечатления, что тоже немаловажно.

Здесь просто приведу цитаты из обобщающей статьи. Более подробно цвета и их комбинации описываются в книге Драгунского В.В. «Цветовой личностный тест», но по сути это пересказ исследований Люшера.

Темно-синий (8)
«Темно-синий цвет представляет собой свободный от раздражения покой. При рассмотрении темно-синего наступает вегетативное успокоение. Пульс, кровяное давление, частота дыхания и сторожевые функции снижаются и трофотропно регулируются. Организм настраивается на щадящий режим и отдых. При заболеваниях и томлении возрастает потребность в синем. Повышается чувствительность и готовность воспринимать болезненные ощущения. Темно-синий цвет - это, как и каждый из четырех основных цветов, цветовое выражение биологической потребности: физиологически - это покой, психологически - это удовлетворение. Удовлетворение - это период, когда наступает мир и удовлетворенность. Тот, кто находится в таком уравновешенном гармоничном состоянии, без напряжений, чувствует себя приспособленным, принадлежащим коллективу и находится в безопасности. Поэтому синий цвет представляет собой привязанность ко всему окружающему вокруг: единение, тесную связь. Да и в народе говорят: "Синий цвет - это верность". В состоянии единения ощущают особую чувствительность к различиям. Поэтому синий цвет соответствует всем видам эмоциональности (восприимчивости).

Из основного значения синего цвета можно увидеть под разными углами зрения бесчисленное количество особых значений и возможностей, из которых лишь некоторые были здесь упомянуты. Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий. Синий цвет представляет собой вечность, а поэтому также и традицию».

По моим исследованиям темно-синий цвет создает ощущение уютного пребывания в себе, что связано с функцией кармического равновесия со средой, умения действовать сбалансированно, владеть своим умом. Темно-синий передает трансцендентные состояния сознания, косвенно он связан с ночью и сном, т.к. спектр ночного неба — темно-синий на черном. Также у него есть функция приближения, неизбежного сближения с людьми и их проверки (8я гексаграмма «Би»). Соответствует 8му эннеатипу.

Оттенки зеленого цвета (11, 12)
«Зеленый цвет с голубым оттенком стал контрольным цветом для определения психологического состояния напряжений. Напряжение психологически выражается как напряжение воли для настойчивости, упорства. Синевато-зеленый цвет - это выражение упорства, твердости, жесткости, и прежде всего, наступательности по отношению ко всем изменениям. Поэтому он представляет собой постоянство, как в самосознании, в качестве принципа представляющего, оценивающего, так и во всех формах самоутверждения и обладания. Обладание повышает уверенность и в особенности самоуверенность. Поэтому зеленый цвет, стоящий на первом месте, указывает на то, что избравший его желает повысить свою уверенность в себе, путем ли самоутверждения, чтобы сохранить идеализированную картину собственного я, или посредством подтверждения, которого он ждет от других, причем он желает внушить симпатию при помощи чего-то, чем он сам обладает, и имеющего характер финансовый, телесный или духовный. Зеленый цвет, как напряжение, накапливает возбуждения и в результате этого создает ощущение гордого превосходства, власти, силы и ощущения возможности распоряжаться или по крайней мере руководить. Накопление возбуждения ведет к бесчисленным формам и степеням управления. Сюда относится не только управление побуждениями, но также точный контроль, регистрация и память, ясная диспозиция, критический анализ и последовательная логика вплоть до абстрагирующего формализма.

"Зеленое" поведение может выразиться также и в желании иметь здоровье, и в желании долго жить или лучше, то есть может выразиться в реформаторстве. Но тот, кто избирает зеленый цвет, отличается чаще всего тем, что он обязательно желает провести свои взгляды в жизнь, - часто оправдывая себя тем, что он защищает принципы. При этом он идеализирует себя и поучает других. Тот, кто ставит зеленый цвет на первое место, желает нравиться. Ему необходимо признание и он желает самоутверждаться вопреки сопротивлению. Тот, кто ставит зеленый цвет на седьмое или восьмое место, желает того же, но он раздавлен сопротивлением и чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости».

Светло-зеленый — цвет Хаоса, роста, напора восходящих потоков и как следствие здоровья, исцеления, силы. Переходя в темно-зеленый, цвет дает лидерские качества обладателю, готовность к социальной индивидуации и преодолению препятствий, самоутверждение, умение пойти на жертву. Темно-зеленый соответствует 7му эннеатипу, светло-зеленый — 8му.

Красный цвет (18)
«Красный цвет с примесью желтого представляет собой эрготропное физиологическое состояние. Красный цвет повышает кровяное давление, учащает пульс и дыхание. Красный цвет - это выражение жизненной силы и высоты вегетативного возбуждения. Поэтому он имеет значение желания и всех форм аппетита. Красный цвет - это стремление добиться влияния, завоевать успех и жадно желать того, что может предоставить интенсивность и полнота жизни. Красный цвет - это импульс, жизненная воля покорить и потенция, начиная от сексуальных инстинктов, вплоть до революционных преобразований. Красный цвет - это импульс к моторному действию, к спорту, к борьбе и к предприимчивости в области производства. Красный цвет - это "ударная сила воли" в противоположность зеленому цвету как "напряжению силы воли". По времени красный цвет соответствует настоящему времени, символически полный сил мужественности, устремленный вверх, к фаллическим формам и огню, как духовному пламени, например, пламя святого духа троицы. Красный цвет стремится пронизать, преобразовать и покорить. Красный цвет, в качестве сексуального желания, и синий цвет, как нежное удовлетворение, взаимодополняются и создают эротическую гармонию».

Красный — цвет энтропии (расхода энергии, поэтому связан с эрготропным состоянием). При распаде элементы могут реструктурироваться, собравшись заново в новую форму, поэтому он связан с революционными преобразованиями (реинтеграцией, перезапуском). Соответствует 1му эннеатипу.

Желтый цвет (14)
«Желтый цвет - это самая светлая яркая краска, и воздействует поэтому легко и живо. Красный цвет кажется более плотным и тяжелым, чем желтый, поэтому он возбуждает. Так как желтый цвет кажется легче, гораздо тоньше и невесомее, чем красный, то он является стимулирующим. В соответствии с этим он повышает вегетативные функции: кровяное давление, учащает пульс и дыхание аналогично тому, как это делает красный цвет, но неизмеримо лабильнее. Главной чертой желтого является отражающая свет, а поэтому излучающая во все стороны яркость, невесомая веселость. Желтый свет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению. В противоположность синевато-зеленому, который отражает контракцию напряжения вплоть до судорог, желтый цвет представляет собой освобождение и релаксацию. Психологически освобождение означает освобождение от тяжести, чего-то угнетающего или парализующего.

Если желтый цвет выбирают на первое место, тогда он свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидание его. Ожидание счастья во всех бесчисленных формах, начиная от сексуального приключения и до идеологий, обещающих идеальное состояние в конце, всегда ориентировано в будущее. Всегда, если в ряду из восьми цветов зеленый и желтый стоят рядом друг с другом и образуют одну группу, то напряжение и освобождение объединяются с целью непосредственного освобождения от напряжения и нейтрализующего уравновешивания напряжения.

Тот кто предпочитает зеленый и желтый, тот нуждается в немедленном признании; он хочет уважения. С большим напряжением он наблюдает за тем, оказывают ли ему ожидаемую признательность и подтверждение так, чтобы напряжение (+ зеленый) могло бы разрядиться (+ желтый)».

Желтый (14), как и светло-синий (7), связан с взглядом в будущее, изменением временных веток (ПСС), устранением возможных угроз, оптимизмом, самодисциплиной и гедонистическими наклонностями. Желтый — это воля, манипура, активное действие, поэтому ассоциируется с беспрепятственным распространением. Соответствует 5му эннеатипу.

Фиолетовый цвет (4)
«Фиолетовый цвет - это смесь красного и синего. Фиолетовый цвет пытается создать единый сплав из противоположностей, то есть из красного цвета, как у импульсивного покорителя, и синего цвета, как нежной самоотверженности; а потому - это выражение идентификации. Такая идентификация - это, деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности. Эта власть называется волшебством, магией, и как раз это и является значением фиолетового. Тот, кто отдает предпочтение фиолетовому цвету, тот хотел бы магических взаимоотношений. Он желает быть околдованным, но он хотел бы и сам обладать колдовской силой и внушительным шармом, так как в магической идентификации уничтожается противоположность между субъектом и объектом. Фиолетовый цвет - это может быть идентификация как эротическое слияние, или как интуитивно-чувственное понимание. Но он может означать просто единство, как недифференцированность и нерешенность.

Если фиолетовый цвет выбирают на восьмое место, то желание чувственного эротического слияния, магии идентификации со своим партнером скрывают в тайне, потому что отсутствуют предпосылки. Отсюда возникает часто не обнаруживаемая замкнутость и стремление к созданию как можно более ясных взаимоотношений. Способность к эмоциональному предчувствованию и потребность в магии очарования переносится на такие объекты, которые требуют эстетической оценки и воплощения и которые часто становятся профессиональной задачей».

Фиолетовый — цвет сахасрары, состояние в которой переживается, как разотождествление с собой и осознание себя и мира, как целого. Это вибрации нижнего буддхиального плана. Поэтому в описании говорится о магической идентификации и уничтожении противоположности. Число этого цвета — 4 = 2*2, что можно трактовать, как поляризация (2) поляризации или противоположности (*2), то есть её отсутствие, негармоничность наличия противоположного, обратного себе. В этом состоянии рождается своя игра. Соответствует 4му эннеатипу.

Коричневый (темно-оранжевый) цвет (16)
«Коричневый цвет - это затемненный желто-красный. Импульсивная жизненная сила красного цвета в коричневом затемнена, приглушена, успокоена или "сломлена", как сказал бы художник. Коричневый обладает экспансивно действующим импульсом, которому не хватает активной жизненной силы красного. Живость не действует более активно, а воспринимается пассивно. Коричневый цвет представляет собой живое чувственное восприятие. Поэтому положение коричневого цвета дает представление об отношении к жизненным физическим ощущениям. Если коричневый цвет стоит в положении индифферентности, на пятом, шестом или седьмом месте, то жизненное восприятие тела "уничтожено", так как здоровое и удовлетворенное тело не ощущают. Но если он стоит в первой половине ряда или даже на первых двух местах, то в наличии имеется повышенная потребность в отдыхе, создаваемом уютом и чувственным умиротворением. Коричневый цвет предпочитают тогда, когда он соответствует беспроблемному, бесконфликтному уюту.

Если коричневый стоит на восьмом месте, тогда отвергается его свободный от напряжения уют. Коричневый цвет воспринимают как тупую банальность "человека из толпы", от которого выбирающему, как индивидуалисту, хотелось бы отличаться. Из-за этого страдает способность получать чувственное наслаждение, в результате чего возникает дефицит, являющийся причиной компенсации вплоть до навязчивых сексуальных идей».

Коричневый далек от темно-оранжевого, но тоже относится к стихии земли. Домашний уют, энергия рода, семейный очаг, разные качества свадхистаны — все это в общем-то вибрации темно-оранжевого цвета. Соответствует 3му эннеатипу.

Черный цвет (1) и белый (2)
«Черный цвет - это самый темный цвет. В черном завершается концентрическое направление темных цветов вплоть до окончательной точки. Черный - это абсолютная граница, где кончается жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею "ничего". Черный - это отрицание по отношению к утверждению, которое достигает своей наивысшей точки в белом как в абсолютной свободе (отсюда - безупречность). Знамена анархистов и нигилистических союзов были черными. Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный цвет на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы. Тот, кто выбирает черный цвет на второе место, считает, что он может отказаться от всего, если он сможет форсировать то, что выражает цвет на первом месте перед черным. Если на первом месте, например, стоит красный цвет перед черным, то безудержные переживания должны компенсировать лишения. Если перед черным стоит синий цвет, то покой без напряжения должен воссоздать разрушенную гармонию. Если перед черным стоит серый, то полное отгораживание должно помочь преодолеть невыносимое состояние. Тот, кто выбирает черный цвет на восьмое место, где он и встречается чаще всего согласно статистике, не желает отказываться. Отказ означает для него лишения и пугающий дефицит. Так как он не может отказываться, то он избегает опасности и ставит повышенные требования, носящие авторитарный характер».

Из черного цвета раскрываются все остальные цвета. Черный — цвет скрытого Бога, из которого вышли, были отвержены им или «вытеснены» индивидуализированные частицы, независимые «я». Для этого ему было необходимо пройти стадию самоотрицания, так как сам он является неделимым единством. Можно сказать, что его воля, пребывая в единстве с окружающей средой, имеет авторитарный или абсолютный характер. То же относится и к 1му эннеатипу (перфекционист).